Рабочая программа «эвристика. Программа и методика раннего развития детей «Эвристика Рекомендации по развитию детей в рамках программы развития детей раннего возраста

Программа «Эвристика»- это программа для дистанционной работы в Skype, Google Hangouts, с помощью функции «демонстрация экрана».

У вас полноценный инструмент для работы с картами и техниками.

С программой «Эвристика» вы сможете:

  • Осуществлять онлайн консультации с картами
  • Проводить трансформационные игры (загружать поле игры, и карточки к играм)
  • Подключать электронные колоды
  • Сможете организовать работу с различными колодами
  • Собрать свой каталог уникальных техник и раскладов для работы с клиентами;
  • Сохранять истории консультаций, и отправлять клиентам фото карт с которыми работали.
  • Возможность продолжить проведение сессии на следующей встрече.
  • Вы сможете консультировать человека находящегося за тысячи километров от вас
  • Провести трансформационную игру для клиента или группы клиентов с разных уголков мира.
Все карты, техники, трансформационные игры у вас в компьютере.
Внимание:
    • Программа работает с Windows 7 , 10.
    • Колоды, макеты игр, которые использованы в демонстрации программы, приобретаются дополнительно.

    • Лицензия выдается на работу программы только на одном компьютере который подключен к интернету.
    • Скрытый контент.
ранее у нас когда то такого плана темы проводились, ОРГ сам искал специалиста или администрация помогала. Сумму за работу специалисту ОРГ прибавит к стоимости программы.
Оформляю тему на покупку программы на месяц, переплачивать за дополнительные месяцы не вижу смысла. Специалист выдаст продукт с бессрочным сроком пользования.

ОТЗЫВ

SpoilerTarget">Спойлер

Приобрела у Лены Благодар программу Эвристика для работы. Каждый раз, открывая программу, мысленно благодарю Лену за такой чудесный продукт!

SpoilerTarget">Спойлер

Я пробовала разные варианты для работы онлайн, но остановилась на Эвристике, о чем нисколько не жалею.

Программа позволяет:
- делать расклады на картах и отправлять клиенту файлы с работой;
- записывать в процессе все инсайты, записи сохраняются и дополняют получившуюся картинку;
- создавать свои собственные техники, индивидуально для клиента;
- дополнять программу собственными колодами карт;
- создавать свои карты и работать с ними в программе;
- делать расстановки на картах и отправлять результат довольному клиенту;
- играть в игры и индивидуально и в группе.

Это еще минимум, что я озвучила. Я работаю с программой всего несколько месяцев, и думаю ее также использовать для изучения языков!
Это вполне возможно. Уверена, что еще до конца полностью не раскрыт потенциал Лениного продукта, программы Эвристика. Возможностей много, и не только в области МАК и трансформационных игр.

Также хочу отметить отзывчивость Лены и помощь в освоении программы. Это было несложно, но у меня все равно возникало много вопросов, на которые Лена терпеливо отвечала!

Моя большая благодарность за такой чудесный продукт!


ЦЕНА: 800 руб (за лечение цена будет добавлена ОРГом)

www.elenablagodar.com/evristika-mak

Программа дополнительного объединения для детей младшего дошкольного возраста «Эвристика или в гостях у Фиксиков»

Программа рассчитана на 1 учебный год

Разработала:

воспитатель первой квалификационной категории

Анастасия Александровна Барабаш

Московская область,

Пояснительная записка………………………………………………………….3 - 7

Комплексно – тематическое планирование……………………………………….8

Методическое обеспечение……………………………………………………….. 8

Список литературы…………………………………………………………………9

Пояснительная записка.

Направленность программы.

Программа дополнительного образования «Эвристика или в гостях у Фиксиков»(далее - программа) является

По функциональному предназначению - познавательной;

- по форме организации – групповой, кружковой;

- по времени реализации – годичной;

Программа разработана с учетом требований ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования. В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования прописано:

Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

Склонен наблюдать, экспериментировать;

Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Программа разработана с учетом одного из приоритетов основной образовательной программы МБДОУ ЦРР – детского сада № 14 «Весёлые звоночки», а именно: воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его

Программа направлена на развитие познавательно – исследовательской деятельности через эвристическую деятельность детей младшего дошкольного возраста.

Новизна программы состоит в том, что организованная образовательная деятельность детей младшего дошкольного возраста проходит в форме проведения сюжетно – дидактической игры «В гостях у Фиксиков», которая имеет структуру эвристической деятельности:

Выделение и постановка проблемы. Детям воспитатель ставит проблемную ситуацию, задачу, которая требует установление причин, связей и отношений между явлениями окружающего мира.

Поиск путей решения проблемы. В результате анализа проблемной ситуации и осознания познавательной задачи под руководством педагога выдвигаются предположения о возможных путях решения проблемы. Здесь важно, чтобы ни одно высказывание ребенка не осталось без внимания.

Проведение эксперимента, опыта. Возникшие высказывания способствуют проведению эксперимента, где проверяются предположения детей. Результаты опытов, экспериментов фиксируются в виде схематичного рисунка воспитателя.

Обсуждение итогов, формулировка выводов. Полученные результаты анализируются. Результаты предоставляются в виде устного сообщения и в зарисовках.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время в современных условиях общество нуждается в людях, способных самостоятельно и оперативно находить оптимальные пути и способы решения проблем в динамично изменяющихся условиях, обладающих умением нестандартно мыслить, проявлять интеллектуальную инициативу. Именно интеллект и воображение позволяют каждому человеку строить осмысленную картину мира и осознавать свое место в нем. Одним из важнейших направлений дошкольного образования на современном этапе выступает обеспечение интеллектуального развития каждого ребенка как основы формирования активной творческой личности.

Широкие возможности для развития интеллектуальной активности создаются при организации эвристической деятельности дошкольников, которая позволяет дошкольникам делать свои маленькие «открытия» в процессе познания предметов и явлений окружающего мира.

В основе эвристической деятельности дошкольника лежит его собственная активность, в том числе и интеллектуальная – универсальное качество личности, характеризующееся познавательными мотивами, проявляющимися в различных областях знаний и мыслительной деятельности, обеспечивающее достижение поставленной цели в изменяющихся условиях ее протекания.

Основной формой работы с детьми младшего дошкольного возраста и ведущим видом их деятельности является игра.

Дети на занятиях «Эвристика или в гостях у Фиксиков» отправляются в гости к героям из популярного современного мультфильма «Фиксики». Путешествия в лабораторию к Фиксикам (Нолику, Папусу, Помогатору) Игры - путешествия строятся с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста.

Принципы построения программы.

Программа «Эвристика или в гостях у Фиксиков»:

Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;

Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;

Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей;

Основывается на комплексно – тематическом принципе постороения образовательной деятельности;

Основывается на принципе развивающего дискомфорта или принцип преодолимых препятствий;

Основывается на принципе последовательного усложнения заданий;

Основывается на принципе эмоционального комфорта.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что познавательно – исследовательская деятельность детей младшего дошкольного возраста основной образовательной программой дошкольного учреждения предусмотрена только в самостоятельной деятельности детей в игровых центрах (уголках) развития.

В программе дополнительного образования «Эвристика или в гостях у Фиксиков» познавательно – исследовательская деятельность выносится как отдельное занятие 1 раз в неделю с целью реализации поставленных целей и задач по образовательной области «Познавательное развитие».

Цели и задачи программы:

Цель: развитие познавательных интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Задачи:

Способствовать развитию умения видеть проблему, проблемную ситуацию и ставить вопросы;

Способствовать развитию умения выдвигать предположения под руководством педагога о возможных путях решения проблемы;

Способствовать развитию умения видеть решение проблемной ситуации, проблемы с помощью проведения опыта, эксперимента;

Способствовать умению делать элементарные умозаключения;

Учить детей обобщенным способам исследования различных объектов окружающей жизни с помощью специально разработанных игр – экспериментов;

Стимулировать использование исследовательских действий;

Включать детей в практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых выделяются ранее скрытые свойства изучаемого объекта;

Обогащать чувственный опыт детей, развивать умение фиксировать его в речи; совершенствовать восприятие, развивать образные представления;

Создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов;

Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким признакам: величине, форме, цвету;

Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету.

Отличительные особенности данной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что познавательно – исследовательская деятельность детей младшего дошкольного возраста строится на эвристическом методе - пути к знанию через собственный творческий поиск.

Главная функция педагога, работающего по программе «Эвристика или в гостях у Фиксиков» - помочь ребенку сделать открытие.

Эврика, согласно преданию, восклицание Архимеда при открытии им основного закона гидростатики. В словаре Ожегова - выражение радости, удовлетворения при решении какой-либо сложной задачи, возникновение новой идеи.

Эвристика – специальные методы, используемые в процессе открытия нового или целая наука, изучающая продуктивное творческое мышление.

Отсюда и название программы – Эвристика.

В работе педагога по программе «Эвристика» информация вся в полном объеме поступает не от педагога к ребенку, а от совместных рассуждений – к рождению новых решений.

Возраст детей , участвующих в реализации данной программы дополнительного образования от 3 до 4 лет.

У детей от 3 до 4 лет продолжает развиваться наглядно – действенное мышление. При этом преобразования ситуаций осуществляется на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

Сроки реализации данной программы 1 учебный год, который делится на 5 периодов: сенсорное развитие, игры – эксперименты с водой, игры – эксперименты с песком; игры эксперименты с воздухом, игры – эксперименты с красками.

Формы занятий : групповые, построенные как сюжетно – дидактическая игра – путешествие к героям современного мульфильма «Фиксики».

Каждое занятие проводится с использованием раздаточных подносов, которые позволяют:

четко обозначить ребенку пространственные рамки для выполнения задания;

показывает, какие именно предметы относятся к заданию;

хорошо видны результаты труда ребенка;

легко найти все имеющиеся там предметы и использовать их снова.

Режим занятий :

Одно занятие в неделю, 36 занятий в год.

Ожидаемые результаты освоения программы.

Способны под руководством педагога видеть проблему, проблемную ситуацию и ставить вопросы;

Способны выдвигать предположения под руководством педагога о возможных путях решения проблемы;

Способны видеть решение проблемной ситуации, проблемы с помощью проведения опыта, эксперимента;

Способны делать элементарные умозаключения;

Владеют обобщенными способами исследования различных объектов окружающей жизни с помощью специально разработанных игр – экспериментов по блокам;

Используют исследовательские действия на занятиях;

Умеют фиксировать в речи чувственный опыт: используют при характеристике предметов эпитеты и сравнения;

Умеют выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким признакам: величине, форме, цвету;

Устанавливают тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету.

Способы проверки результатов освоения программы.

Диагностика развития познавательно - исследовательской деятельности, на основе эвристического метода, проводится в форме наблюдения в спонтанной и специально организованной педагогической деятельности.

Инструментарий для педагогической диагностики - диагностические карты.

Результаты наблюдений заносятся в диагностические карты два раза в год: декабрь, май (приложение 1)

Комплексно – тематическое планирование

Количество часов

Сенсорное развитие

«Собираем ожерелье»

«Разноцветные орешки»

«Почини коврик»

«Укрась платья»

«Кошки – мышки»

«Хитрые палочки»

«Шкатулка»

Эксперименты с водой

«Прозрачная вода»

«Сказка о камешке»

«Вода принимает форму»

«Какие предметы могут плавать»

«Пенный замок»

«Растворение веществ в воде»

«Рыбалка»

Эксперименты с песком

«Ищем клад»

«Следы на песке»

«Цветной песок»

«Что легче?»

«Можно ли менять форму камня и глины»

Эксперименты с воздухом

«Ветер по морю гуляет»

«Кто разбудил китёнка»

«Пенный замок»

«Почему кораблики не плывут?»

«Мыльные пузыри и надувание мыльных пузырей»

Эксперименты с красками

«Игры с красками»

«Пейте куклы вкусный сок»

«Разноцветные шарики»

«Расставляем точки»

«Рисовальнички»

«Кто живёт в воде?»

«Таинственные картинки»

Методическое обеспечение программы дополнительного объединения - конспекты разработанных занятий (приложение 2)

4. Список литературы

1. Альтов Г.С. И тут появился изобретатель. - М.: Детская литература, 1984 г. - 243с.

2. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1991 год. - 223 с.

3. Бостельман А., Финк М. экспериментируем и играем на подносе: 40 идей для занятий с детьми в яслях и детском саду. – М, 2015

4. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. «От рождения до школы» основная образовательная программам дошкольного образования. – М.,: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015.

5. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве: Учебное пособие. – М., 2012

6. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. – М., 1987

7. Григорович Л.А. Педагогические основы развития творческого мышления на начальном этапе становления личности. Автореф. на соиск. ученой степени канд. пед. наук. -М. 1996 г.

8. Гуткович И.Я. Методическое пособие по организации и проведению развивающих занятий с дошкольниками. \сборник конспектов занятий воспитателей Центра. -Ульяновск, 1996г. -100 с.

9. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1996

10. Мурашковская И.Н. Развивающие игры. Игра "Теремок". -Рига 1994 г.

11. Поддъяков Н.Н., Сохин Ф.А., Умственное воспитание детей дошкольного возраста. - М, 1998 г.

12. Саламатов Ю. П. Как стать изобретателем. 50 часов творчества. - М.: Просвещение, 1990 г.

13. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. - М, 1998.

14. Сидорчук Т.А. К вопросу об использовании элементов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. \изд. 2, - Ульяновск, 1991г.- 52с.

15. Смолер Е.И. Развитие интеллектуальной активности детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждения дошкольного образования. – Минск, 2012

ПРОГРАММА

«ЭВРИСТИКА »

(практический курс

для группы интенсивного развития)

1класс

п едагог-психолог

I квалификационной категории

муниципального

образовательного

учреждения

Г имназия №25»

Карташова Наталья Наилевна

г. Нижнекамск – 2008

Оглавление

1. Пояснительная записка …………………………………………. 3

2. Тематический план ………………………………………………… 8

3. Требования к знаниям, умениям и навыкам будущих учащихся…………………………………………………………………….10

4. Виды контроля…………………………………………………………11

5 . Методические рекомендации преподавателям…………12

6 . Информационно-методическое обеспечение дисциплины………………………………………………………………..16

Пояснительная записка

В 2005-2006 учебном году в гимназии №25 г. Нижнекамска Республики Татарстан для учащихся начальной школы была создана группа интеллектуального развития (ГИР). Создание такой группы преследовало цель - дать возможность детям, проявляющим способности выше среднего, развивать свои способности помимо учебной программы. Для этого в группе были организованы занятия по развитию математических, гуманитарных, спортивных, художественных компетенций.

Развитие каких-либо способностей невозможно без развития психических познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления). Таким образом, в ГИР возникла необходимость организации и проведения занятий по развитию этих способностей, которые будет проводить непосредственно педагог-психолог.

Предлагаемая мною программа "Эвристика" рассчитана на учащихся 1 классов с высоким уровнем развития и уровнем развития выше среднего. Программа представляет собой систему игр и упражнений, сгруппированных в 12 тем (64 занятия по 30 минут). При её составлении я опиралась на программу по эвристике Валиуллиной Г.Х. О сновывается программа на ТРИЗ (теории решения изобретательных задач), включая словесные игры, головоломки, логические упражнения и различные виды задач эвристического характера: комбинаторные, процедурные, геометрические, задачки-шутки, лингвистические задачи.

Смысл проведения занятий по эвристике состоит в том, чтобы организовать в группе интенсивного развития регулярные занятия, на которых дети могли бы решать нетиповые, поисково-творческие задачи, не связанные с учебным материалом, а так же формировать индивидуальную мотивацию, саморазвиваться и самореализовываться в детском коллективе.

Цель преподавания курса: обучение решению нетиповых творческих задач на основе комплексного развития психических познавательных процессов.

Основные задачи :

    Формировать учебную мотивацию учащихся.

    Активизировать мыслительную деятельность: развивать наглядно-

действенное и причинное мышления, элементы эвристического мышления.

    Знакомить с методами и приёмами ТРИЗ для решения проблемных

ситуаций.

    Развивать гибкость ума, быстроту мышления путём решения

интеллектуальных игр, математических задач, шуток, загадок.

    Формировать культуру мышления: самостоятельность, инициативный

поиск, предварительное планирование разных вариантов осуществления решения.

    Формировать чувство уверенности в своих вилах, в возможностях

своего интеллекта.

    Развивать формы самосознания и самоконтроля.

    Развивать умение работать в парах и творческих группах.

    Воспитывать интерес к занятиям эвристики.

Преобладающие методы обучения – проблемно-поисковый, метод активизации творческого процесса и игровой. Чтобы стимулировать интерес к предмету, занятия должны проводиться в игровой форме с разнообразной наглядностью.

Основная модель обучения по этой программе – интерактивная . Цель этой технологии - создание комфортных условий обучения, при которых учащиеся чувствуют свою успешность. В своей работе над математическими фокусами, словесными, изобретательскими задачами, детективными головоломками я использую такие формы как :

    Case -stady (анализ конкретных практических ситуаций)

    Круглый стол

    Мозговой штурм

Для снятия эмоциональных зажимов у детей в начале занятия рекомендуется проводить с ними такие игры как:

    Необычное приветствие.

    «Мой сосед человек особенный, потому что…»

    «2 правды и 1 ложь»

    Шуточные вопросы.

Для более успешного применения интерактивной формы обучения занятия проводятся по правилам:

    Для раскрепощения и психологической готовности учащихся

используются разминки и постоянное поощрение за активное участие в работе;

    Количество учащихся в работе не более 15 человек.

    Для создания физического комфорта парты лучше ставить «ёлочкой».

    На занятиях должна царить атмосфера доброжелательности и

терпимости к любой точке зрения.

5) Деление учащихся на творческие группы должно строиться на основе

добровольности.

В самих творческих группах работу предлагается организовывать тоже по правилам :

    Будь активным!

    Интересуйся!

    Уважай правила работы в группе!

    Фантазируй!

Учебный процесс на занятиях Эвристики организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Таким образом, каждый участник группы вносит индивидуальный вклад в решении задания, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причём происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и развивает познавательную деятельность учащихся. На занятиях организуются индивидуальная, парная и групповая работа. Инициатива учащихся постоянно стимулируется соревнованием. Соревнуются дети как друг с другом (кто быстрее и правильнее), так и с самими собой (получилось лучше, чем в прошлый раз).

Работа по решению сложных неординарных задач организовывается по технологии интерактивного обучения поэтапно:

    Разминка (5 минут). Задача этого этапа: создать непринуждённую

обстановку. Для этого задаются шуточные вопросы.

    Генерирование идей (10 минут). Задача: зафиксировать на короткий

промежуток времени как можно больше идей. Во время этого запрещена критика любого высказывания.

    Систематизация. Задача: оценить и отобрать лучшие идеи.

этого можно задать вопросы: что понравилось? Что было трудно:

При проверке выполнения самостоятельных заданий можно использовать следующие методические приёмы:

Встаньте те, кто считает так же…

Проверьте свой рисунок с образцом…

Поднимите руку, кто согласен с …

Апробация спецкурса «Эвристика » в условиях гимназии №25 даёт хорошие результаты. По итогам первичной и вторичной диагностик развития психических познавательных процессов педагогом-психологом, учащиеся, занимавшиеся по этой программе, качественно улучшают свои результаты, что во многом облегчает их обучение в школе.

Многие родители отмечают появившиеся у своих детей новые умения и высокую учебную мотивацию.

Тематический план

п/п

Тема

Кол-во часов

Психогимнастика.

Игра "Мой колпак". Пантомимы. Игры типа "Стульчик".

1

Геометрические задачи и геометрическое конструирование.

а) Танграмы.

б) Задачи на деление фигур. «Новоселье квадратов и треугольников», «Найди как можно больше треугольников, квадратов», Ленивый художник».

в) Игры типа "Дорисуй".

г) Головоломки со спичками. «Поиграем в волшебные спички».

10

Словесные задачи.

а) Синонимы.

б) Антонимы.

в) Анаграммы.

г) Палиндромы.

д) Игры типа "Наборщик".

е) Задачи-стихи. «Сказка об умном мышонке»,

ж) Превращения слов. «Вообразильские монетки», «Слова зовут на помощь».

12

Числовые задачи.

а) Числовые ряды. Игры типа "Спрятанные числа".

б) Поиск закономерностей. «Осеннее ателье», «Одень квадрат нарядно»,

в) Игры типа "Цифры в буквах". «Буквы-закорючки».

8

Комбинаторные задачи.

а) Лабиринтные задачи. «Приключения в лабиринте», «У лягушки банный день».

б) Игры типа "Раскрась рисунок". Игры с кубиками.

4

Логические задачи.

а) Игры типа "Найди лишний предмет". «Следи за порядком!», «Помоги кубику найти кубик»,

б) Логические цепочки. Задачи о родстве.

в) Задания на "сравнение". «Зеркало троллей», «Шьём ковёр-самолёт»

г) Силлогизмы.

7

Изобретательские задачи.

а) Метод проб и ошибок. «Как спасти колобка от лисьего языка?»

б) Знакомство с противоречиями. «Хорошо – плохо».

4

Игры на развитие пространственного воображения.

а) Друдлы.

б) Игры типа "Найди лишнюю фигуру".

в) Логические таблицы. «Нам помогут светлячки».

г) Представлялки. «Пиктограммы», «Зайчики из пальчиков».

д) Собиралки. «Собери новый вид автомобиля из данных деталей».

7

Процедурные задачи. Задачи на разрезание и деление.

2

Ситуационные задачи . «Железная логика».

1

Эвристические задачи.

а) Ребусы.

б) Задания на смекалку.

в) Шифровки. «Прочитай письмо с Марса», «Секретная шифровка»

6

Шуточные задачи.

1

ВСЕГО

64 часа


Требования к знаниям, умениям и речевым навыкам

первоклассников

По окончанию спец курса первоклассники должны

знать :

Обозначения пространства;

- иметь представление ологических, числовых, словесных, комбинаторных, изобретательских задачах;

- понятия: синонимы, антонимы, анаграмма, палиндром, танграм, друдлы, ребус;

Назначения и использование предметов;

Названия геометрических фигур.

уметь:

Точно, правильно и чётко произносить слова;

Подбирать слова и строить предложения, которые будут правильно поняты собеседниками;

Описывать изображённое на картинках;

Внимательно рассматривать несколько объектов и воспринимать каждый из них достаточно ясно;

Произвольно направлять своё внимание;

Воссоздавать образ предмета или действия;

Сравнивать, рассуждать, критически осмысливать полученный результат действий;

Запоминать и воспроизводить материал по требованию взрослого;

Мысленно находить решение поставленной задачи;

Устанавливать связи между предметами и явлениями;

Составлять анаграммы, палиндромы;

Составлять по символическому образцу предмет из геометрических фигур;

Решать ребусы.

Виды контроля:

Текущий, фронтальный.

Средства обеспечения курса :

Демонстрационные карты;

Раздаточные таблицы;

Индивидуальные конверты с заданиями.

к изучению некоторых тем :

Игры на снятие эмоциональных зажимов:

    «2 правды, 1 ложь»;

    «Мой новый знакомый человек особенный, потому что…»;

    «Космическая скорость».

Придумайте и покажите самый быстрый способ передачи маленького мяча по очереди от первого до последнего участника группы (5 сек.). При этом называйте имена каждого участника группы.

Работа над шарадами.

    Раздели слова на 2 части:

Банкрот (банк – рот), волокно (вол – окно).

    Назови как можно больше слов, которые состоят из нескольких других.

    Попробуйте, не называя, описать части слова и целое: даётся на класс одно слово, например, макушки . Ученики в группах или индивидуально составляют свои шарады.

Работа над палиндромами.

Палиндром – греческое слово, означает "бегу назад". Сначала дети находят слова, которые можно читать слева направо и наоборот (кок, поп, казак). Затем предлагается дополнить слово, чтобы можно было получить при обратном чтении словосочетание. После этого дети учатся составлять палиндромы из первых частей, добавляя к каждой по одной букве (Кидал в зубр… ).

Числовые игры.

Магический квадрат: заполни пустые клетки квадрата.

Метаграмма – это загадка, в которой зашифрованы различные слова, различающиеся только первой буквой:

с П – трухлявый, с Л – всегда усталый,

с Д – он длинный иль короткий,

с Т – идёт с тобою ловко.

(Пень – лень –день –тень.)

Анаграммы – это слова, в которых буквы переставлены:

Топор – ропот, отпор.

Файнворды:

Жили в доме две ди кие кошки. А ещё кто? (Медведи.)

Игра "Наборщик".

Из букв данного слова составьте как можно больше других слов:

ЛЕКАРСТВО

Комбинаторные задачи.

Это такие задачи, в которых одно расположение элементов необходимо преобразовать в требуемое количество действий при соблюдении определённых правил преобразования.

Саша пригласил Андрея к себе домой, но Андрей забыл номер квартиры. он запомнил только, что в номере квартиры есть цифры 1,2,3, но они не повторялись. Сколько квартир придётся посетить Андрею? (6 – 123, 132, 213, 312, 321)

Изобретательские задачи, задания по ТРИЗ .

Как спасти колобка от лисьего языка?

Как измерить длину кобры?

Что может быть одновременно и острым и тупым? (нож, игла.)

Друдлы – это такие рисунки, на которых один человек видит одно, а другой – другое.

Данетка – это загадка, которая "разыгрывается" между загадывающим и отгадывающим, причём отгадывающий задаёт вопросы, а загадывающий отвечает "да", "нет", "не имеет значение".

Она сделала плохо старым людям и прославилась. Как такое может быть? (Снесла курочка яичко, не простое, а золотое.)

Маленькие хитрости.

Это задания, при решении которых нужно проявить смекалку, хитрую догадку.

Вы находитесь в африканской пустыне. За вами гонится голодный лев. Что нужно сделать, чтобы не попасть в пасть льва? (Проснуться.)

Эвристические задачи.

Мышь съела волшебную таблетку и стала невидимой. Как сделать так, чтобы кот увидел мышь? (Посыпать на пол муку, распылить мел и др.)

Силлогизм – рассуждение, в котором две посылки, связывающие подлежащие и сказуемые, объединены общим термином, обеспечивающим «замыкание» понятий. Например: «Все металлы – электропроводны, медь – металл, значит медь – электропроводна».

Танграм

Составьте по образцу фигуру зайца и избушки из сказки «Колобок».(Учащиеся получают индивидуальные конверты с набором фигур.)

П ротиворечие - х орошие и плохие качества в одном предмете.

Давайте обсудим противоречия понятия «ПЕНЁК».(Психолог у доски фиксирует идее по схеме).

СОЛНЦЕ

1. Хорошо 2. Плохо

Информационно-методическое обеспечение дисциплины

    Багурина Л., Кряжева А. Серия «Я начинаю учиться». Выпуск 1,2.

    Бойко А.П. Логика. Учебное пособие для учащихся гимназий, лицеев школ гуманитарного профиля. М.: Новая школа, 1994.

    Винокурова Л. Серия «Магия интеллекта». Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей. М.: ИМПЭТО, 1995.

    Волина В. 1000 игр с буквами и словами. Серия «Занимательные уроки». М.: Аст – Пресс, 1996.

    Волина В. Учимся играя. М.: Аст – Пресс, 1995.

    Костромина С. Загадки, ребусы, лабиринты и головоломки. 100 волшебных игр для развития ребёнка/ Светлана Костромина. – М.: АСТ; СПб.: ПРАЙМ – Еврознак; Владимир: ВКТ, 2009.

    Курбатов Вл. Как развивать своё логическое мышление. Ростов – на – Дону: Феникс, М.: Зевс, 1997.

    Лихтарников А.М. Занимательные логические задачи. С.- Петербург: Лань, Миг, 1996.

    Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М.: Просвещение, 1985.

    Никольская И.Л., Тигранова Л.И. Гимнастика для ума. М.: Просвещение, Учебная литература, 1997.

    Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников. М.: Просвещение, 1990.

    Смекалка для малышей. М.: Омега, 1994.

    Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль: Академия развития, 1997.

    Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Ярославль: Академия развития, 1997.

    Улицкий А.Т. Игры со спичками, задачи, развлечения. Минск: фирма «Вуая», 1993.

    Шустерман З.Г. Новые приключения Колобка, или Наука думать для больших и маленьких. М.: Педагогика – Пресс, 1993.

Тема: ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАЧИ

Цели: 1) Познакомить со способами решения изобретательских задач;

познакомить с алгоритмом создания собственных творческих

задач.

3) Прививать интерес к интеллектуальным играм и задачам. Учить

вести конструктивный диалог.

Методы и приёмы обучения:

Оборудование: изображения колобка, раздаточный комплект к игре «Танграм», карточка «противоречие», демонстрационная таблица, медали «Лучшему изобретателю!»

Ход занятия

    «Разминка» (о рганизационный момент)

а) Психогимнастика

-
Встанем все в круг. Поздороваемся друг с другом (сначала все пожимают друг другу руги, потом «здороваются» коленками, плечами). Садитесь на места кто где хочет.

- Сегодня мы с вами пройдём путь изобретения одной сказки. Тема нашего занятия «Изобретательские задачи». А вы знаете, к то такой изобретатель? Каких изобретателей вы знаете? Что они изобрели? (Попов – радио, Белл – телефон). Вот вы много читаете. Кого из известных вам литературных героев можно назвать изобретателем? (Винтик и Шпунтик, Левша, Робинзон Крузо и т. д.)

- А вот я знаю одного литературного героя, который был очень хитрым и придумал способ, как убежать и от бабушки, и от дедушки. Кто это? Правильно, это Колобок. Можно ли Колобка назвать изобретателем, ведь он не изобрёл ни одного устройства? Почему?

    «Гимнастика для ума» (п овторение изученного материала)

а) Геометрическая игра «Танграм».

Рисунок 1 Рисунок 2 Рисунок 3

- Назовите героев сказки «Колобок». Я предлагаю вам с оставить по образцу фигуру зайца – героя сказки «Колобок».

(Учащиеся получают индивидуальные конверты с набором фигур.)

Составьте фигуру избушки, где жил Колобок, но только по контуру.

(Проходя по классу, психолог оценивает правильность выполненных работ поглаживанием головы учащихся.)

- А вы сами можете стать изобретателями? Тогда п ридумайте и составьте из этих же деталей свою фигурку , но её персонаж должен быть из сказки «Колобок».

(Психолог отмечает оригинальные работы.)

    «Хочу всё знать!» (и зучение нового материала)

а ) Знакомство с противоречиями. Игра «хорошо – плохо».

- Как вы думаете: Колобок хороший или плохой? Назовите хорошие черты характера Колобка? (Находчивость, общительность и др.)

Назовите плохие черты характера Колобка? (Хвастливость, болтливость и др.)

1. Хорошо 2. Плохо

Посмотрите, оказывается, в Колобке одновременно есть и хорошее и плохое. И в нас одновременно есть и хорошее и плохое . А какие хорошие черты есть у вас самих? Назовите свои плохие черты. Вот теперь мы знаем, от каких плохих черт вам нужно избавляться.

Б ) Знакомство с методом проб и ошибок.

Чем закончилась сказка «Колобок»? Вам нравиться её конец? А давайте изменим конец сказки. Как можно спасти Колобка от лисьего языка?

(Сначала обсуждение идёт в парах.. Потом пары озвучивают свои версии всему классу. Психолог фиксирует на доске ключевыми словами все идеи, причём пресекает критику любого высказывания.)

Теперь отберём самые лучшие идеи. (Достаточно 5 оригинальных идей.)

Все ли из вас пробовали выдвинуть свою идею при решении этой задачи? Есть среди мнений ошибочные, не верные? Как можно назвать этот метод решения изобретательской задачи?

Вывод: Изобретая новое решение, сначала выдвигаются разные идеи, а потом отметаются ошибочные.

в) Метод активизации творческого процесса.


Колобок спасся и вернулся в свою деревню. Давайте создадим деревню, в которой жил Колобок со своими бабушкой и дедушкой. Работать вы будете в группах. Перед вами образцы с различными видами окон, стен. Составьте из них каждый своё здание.

Рисунок 4

(Психолог раздаёт демонстрационные таблицы . Учащиеся работают в группах.)

Посмотрите, какие интересные деревни у нас получились!

    «Поздравляем от души!» (и тог занятия)

Понравилась вам наша сказка? Какая из игр вам понравилась больше всего? Чему вы учились на занятии? На следующем занятии мы продолжим знакомство с изобретательскими задачами. .

- А д ля тех, кто не хочет ждать нового занятия, я задаю домашнее задание: придумать противоречия к слову «Жвачка».

Тема: СЛОВЕСНЫЕ ЗАДАЧИ

Цели: 1) Познакомить с понятиями "палиндром", познакомить с алгоритмом

с озданиясобственных творческих задач; повторить понятие

"анаграмма".

2) Развивать эвристическое и творческое мышление,

наблюдательность, воображение.

3) Воспитывать интерес к интеллектуальным играм и задачам. Учить

вести конструктивный диалог.

Методы и приёмы обучения: игровой, проблемно-поисковый, интерактивный.

Оборудование: рабочие тетради;иллюстрации с изображением животных; демонстрационная таблица; иллюстрация с изображением термометра; карточки "Анаграмма" и "Палиндром"; медали "Лучший эвристик".

Ход занятия

    "Разминка"(о рганизационный момент)

а) Психогимнастика

-
Сядем все в круг. Поиграем в игру «Мой сосед особенный, потому что…» У кого в руках окажется мяч, тот говорит приятные вещи своему соседу слева.

Садитесь на места кто где хочет.

Сегодня мы с вами продолжим путешествие в мир словесных задач, а помогут нам в этом животные. То есть все задания будут связаны именно с ними. Чтобы легко и правильно справиться с заданиями, вам придётся быть очень активными, внимательными. Итак, путешествие наше начинается, как обычно, с разминки.

а) Шуточные вопросы.

У какого слона нет хобота? (У шахматного.)

Что едят крокодилы на Северном полюсе? (Они там не живут.)

У кого голова да рога? (У коровы.)

2. "Гимнастика ума"(п овторение изученного материала)

а) Игра "Сколько слов спряталось?"

Найдите и прочитайте по часовой стрелке названия представителей животного мира.

(Психолог прикрепляет к доске демонстрационную таблицу.)

Сколько слов получилось?Что вы знаете об этих животных? Кто из них может быть здесь лишним?

(Психолог подводит итог игры, называя активных учащихся.)

б) Игра "Наборщик"

Из букв данного слова составьте как можно больше других слов. Запишите их в своих тетрадях. На задание отводится 5 минут.

СЛОНОПОТАМ

Сосчитайте свои получившиеся слова. Сколько их получилось?

(Психолог подводит итог игре, учитывая правильность, количество и оригинальность ответов.)

в) Анаграммы.

Вспомните, что означает слово "Анаграмма". (Это слово, в котором буквы переставлены.)

Решите следующие анаграммы:

ЦУНИСЕГА (ГУСЕНИЦА)

ОНХАЛЕМЕ (ХАМЕЛЕОН)

Что вы знаете о гусенице?Чем интересен хамелеон?

Усложним задание: составьте словосочетания, решив анаграммы. –

Запишите в своих тетрадях получившиеся словосочетания.

НОЕТ (ЕНОТ)

ЛОВКИ (ВОЛКИ)

(Проходя по классу, психолог оценивает правильность выполненных работ поглаживанием голов учащихся.)

Усложним задачу. Сейчас я прочитаю вам стихотворение, в котором ответ первых двух строчек будет являться анаграммой ответа последних двух строчек.

Найдёшь загаданное слово

В названье "жителя морского".

А как прочтёшь наоборот

Под парусами он плывёт. (КРАБ – БАРК)

Называйте свои варианты морских жителей.

(Психолог фиксирует их на доске.)

Разгадайте следующее стихотворение.

На термометре я есть,

Коль градусник поставите.

Буквы переставь – я зверь,

Ем всё, что мне оставите. (ШКАЛА – ШАКАЛ)

Что есть на термометре?

(Психолог фиксирует ответы детей.)

Какой из предложенных вами вариантов будет являться анаграммой и ответом последних строчек стихотворения?

(Психолог отмечает правильно ответивших ребят.)

    "Хочу всё знать!" (Изучение нового материала.)

а) Знакомство с палиндромами.

Слово "Палидром" означает - бегу назад. То есть это слова и предложения, которые можно читать с любого конца.

Выберите из данных слов слова-палиндромы.

На доске записаны слова:

ЗМЕЯ, КАЗАК, ЛОДКА, МАДАМ, КОТОК, КИИТ.

КИИТ – это горный баран.

(Психолог подчёркивает на доске слова – палиндромы.)

Прочитайте предложение, записанное на доске.

Я ем змея.

Можно ли его назвать палиндромом? Докажите.

б) Составление палиндромов.

Прочитайте слово, записанное на доске.

Бел

Прочитайте его наоборот. (ЛЕБ)

Запишите в своих тетрадях эти слова рядом. (Бел леб)

Дополните первое слово так, чтобы можно было получить при обратном чтении словосочетание. Какой буквы не хватает? (Х)

Что получилось?

БЕЛ Х ЛЕБ

Прочитайте следующее предложение как обычно, а затем наоборот.

Кидал в зубр…

Добавляем к этой фразе по одной букве, пока не получится предложение.

(Ученики предлагают свои варианты.)

Кидал в зубр а а рбуз Владик.

Кто такой зубр? Что вы о нём знаете?

Составьте алгоритм (последовательность) дополнения фразы палиндрома.

2. Записать слова рядом.

3. Подумать, какой буквы не хватает.

4. Приписать нужную букву к первому слову.

(Психолог прикрепляет к доске демонстрационную карту алгоритма.)

4. "Докажи и другому покажи" (з акрепление)

-
А сейчас вы бедете работать в группах. Составьте палиндромы из первых частей фраз. .

1 вариант: Нам рак вле…

2 вариант: Коту скоро...

(Психолог демонстрирует правильные ответы, записанные на доске.)

    "Поздравляем от души!" (и тог занятия)

Подведём итог нашему занятию. Что нового узнали на уроке?

Каких животных мы сегодня упомянули на уроке?

На следующем уроке мы с вами продолжим знакомство со словесными задачами. А для тех, кто не хочет долго его ждать, я предлагаю домашнее задание. Составьте палиндром из первой части фразы:

Оно, лосося…

На сегодняшний день актуальным является вопрос раннего развития детей. Развивающая система обучения рассчитана на зону ближайшего развития ребенка. Рассмотрим специфику и особенности программы. Основная задача педагогов - это создание атмосферы доверительности, внимательности, терпимости к их естественному поведению; педагог должен руководствоваться в каждый момент общения физическим и психическим состоянием конкретного школьника, его индивидуальной зоной развития.

Другой важный аспект - это мотивация. Известно, что при правильной мотивации ребенок учится не для оценки, не потому что родители так сказали, а благодаря сформированной у него внутренней потребности в получении знаний, познании, действиях. Вы можете ознакомиться с общей схемой организации занятий в центре «Чудо-чадо» по программе раннего развития детей «Эвристика». Каждое занятие по этой методике раннего развития начитается с дидактической игры, которая актуализирует необходимые знания и умения, мотивирует детей к занятию.

Принципы программы раннего развития «Эвристика»

Главные принципы программы - это:

  • Не давать знания в «разжеванном виде».
  • Выслушивать ответы всех желающих,
  • Не спешить ободрять или порицать.

В центре «Чудо-чадо» изучение нового материала предполагается через «открытие» нового, применяется проблемное обучение. Важным является рефлексивный момент занятия, когда ребенок сам оценивает свою деятельность по изучению нового, а в случае неудачи исправляет свои ошибки.

Рекомендации по развитию детей в рамках программы развития детей раннего возраста

  • При изучении материалов и дидактических пособий для дошкольников необходимо учитывать возрастные особенности детей, их интересы, потребности, вид ведущей деятельности. Центр «Чудо-чадо» предлагает различные формы занятий: занятия-путешествия, занятия-беседы, мозговой штурм, занятия-загадки, занятия-сказки, занятия-эксперименты и др. Так как в центре занимаются дети дошкольного возраста, то вид ведущей деятельности - игра, поэтому указанные формы занятия наиболее интересны для детей.
  • Необходимо чередовать сложный и легкий материал, теоретический и практический, эмоциональный и рациональный. Также необходимо чередовать приемы и методы работы (письменные и устные, игровые, графические и др.). В таком случае программа «Эвристика» предлагает использовать различные виды деятельности, а также имеется различный дидактический материал для организации занятий в домашних условиях (рабочие тетради для каждого возраста, электронные пособия, наглядный материал и др.).
  • При обучении детей не стоит задерживаться на известном им материале, так как это их утомляет, ребенок отвлекается, внимание рассеивается. Поэтому программа «Эвристика» предполагает организовывать занятия с учетом данных особенностей, так продолжительность занятий для детей 3 лет составляет 20 мин. В это время можно выдать как теоретический материал, так и закрепить его.
  • Другой важной особенностью при использовании методик раннего развития детей является исключение оценочных суждений со стороны педагога или родителей, если это самостоятельные занятия. Высказывания типа «верно», «правильно», «абсолютно точно» служат в качестве некоторого тормоза, так как ребенок считает, что после таких суждений далее думать нет смысла. Другой важный момент - исключение замечаний ребенку, не стоит «читать» ему мораль или нравоучения. Категорически запрещено сравнивать детей друг с другом, так как это может привести к тому, что ребенок замкнется в себе.
  • Не стоит придерживаться привычного, традиционного строя занятия. Это развивающее обучение, а значит, мы хотим добиться больших эффектов. Здесь намного ценнее, если новый материал будет изучен через систему заданий, приемов сравнения, открытий. В таком процессе, как подготовка к школе, методики раннего развития, подобные «Эвристике» крайне важны - они очерчивают круг допустимых и недопустимых действий со стороны педагогов или родителей на основании современных возрастных психолого-педагогических исследований.
  • И последнее, на что мы хотели бы обратить ваше внимание, - это психологическое состояние вашего ребенка, а особенно его настроение. Не забывайте, что занятия, на которых ребенок смеется и получает положительные эмоции, намного эффективнее и более продуктивные.