Препроцессор LESS, начиная с простого. Функции работы с цветом

Современный CSS - мощь, а в комбинации с препроцессорами - вообще боевая машина для оформления контента на страницах. В статье приведено развёрнутое руководство по Sass/SCSS с примерами. После прочтения узнаете, как использовать миксины, переменные и директивы для ещё большего контроля над стилями.

Примечание Весь код Sass/SCSS компилируется в CSS, чтобы браузеры могли его понимать и корректно отображать. В настоящее время браузеры не поддерживают работу с Sass/SCSS или с любым другим препроцессором CSS напрямую, стандартная же спецификация CSS не предоставляет аналогичную функциональность.

Зачем использовать Sass/SCSS вместо CSS?

  1. Вложенность - SCSS позволяет вкладывать правила CSS друг в друга. Вложенные правила применяются только для элементов, соответствующих внешним селекторам (а если речь идёт о Sass, то там и без скобок всё красиво и интуитивно понятно).
  2. Переменные - в стандартном CSS тоже есть понятие переменных, но в Sass с ними можно работать немного по-другому. Например, повторять их через директиву @for . Или генерировать свойства динамически. Подробнее можете изучить на русскоязычном сайте проекта.
  3. Улучшенные математические операции - можно складывать, вычитать, умножать и делить значения CSS. В отличие от стандартного CSS, Sass/SCSS позволяют обойтись без calc() .
  4. Тригонометрия - SCSS позволяет писать собственные (синусоидальные и косинусоидальные) функции, используя только синтаксис Sass/SCSS, подобно тому, как это можно делать в других языках вроде JavaScript.
  5. Директивы @for , @while и выражение @if-else - можно писать CSS-код, используя знакомые элементы из других языков. Но не обольщайтесь - в итоге на выходе будет обычный CSS.
  6. Миксины (примеси) - можно один раз создать набор CSS-свойств и работать с ними повторно или смешивать с другими значениями. Миксины можно использовать для создания отдельных тем одного макета. Примеси также могут содержать целые CSS-правила или что-либо другое, разрешённое в Sass-документе. Они даже могут принимать аргументы, что позволяет создавать большое разнообразие стилей при помощи небольшого количества миксинов.
  7. Функции - можно создавать определения CSS в виде функций для многократного использования.

Препроцессор Sass

Sass не динамичен. У вас не получится генерировать и/или анимировать CSS-свойства и значения в реальном времени. Но можно их создавать более эффективным способом и позволить стандартным свойствам (вроде анимации на CSS) заимствовать их оттуда.

Синтаксис

SCSS особо не добавляет никаких новых возможностей CSS, кроме нового синтаксиса, часто сокращающего время написания кода.

Пререквизиты

Существует 5 CSS-препроцессоров: Sass, SCSS, Less, Stylus и PostCSS.

Эта статья по большей части охватывает SCSS, который похож на Sass. Детальнее об этих препроцессорах можете прочитать на Stack Overflow (оригинал) или на qaru (перевод на русский).

SASS  -  (.sass) S yntactically A wesome S tyle S heets.

SCSS  -  (.scss) Sass y C ascading S tyle S heets.

Расширения.sass и.scss похожи, но всё-таки не одинаковы. Для фанатов командной строки приводим способ конвертации:

# Конвертация из Sass в SCSS $ sass-convert style.sass style.css # Конвертация из SCSS в Sass $ sass-convert style.scss style.sass

Sass - первая спецификация для SCSS с расширением файла.sass . Её разработка началась ещё в 2006 году, но позже был разработан альтернативный синтаксис с расширением.scss .

Обратите внимание Другие препроцессоры функциональностью похожи на SCSS, но синтаксис может отличаться. А ещё, всё то, что работает в CSS, будет также прекрасно воспроизводиться и в Sass, и в SCSS.

Переменные

Sass/SCSS позволяет работать с переменными. В CSS они обозначаются двойным тире (--), а в препроцессорах знаком доллара ($).

$number: 1; $color: #ff0000; $text: "tproger forever."; $text: "IT forever." !default; $nothing: null;

Вы можете присваивать значение по умолчанию переменным, у которых ещё нет значения, добавив метку!default в конце значения. В таком случае, если переменной уже было присвоено значение, оно не изменится; если же переменная пуста, ей будет присвоено новое указанное значение.

#container { content: $text; }

Переменные в Sass могут быть присвоены любому свойству.

Вложенные правила

Стандартные вложенные CSS-элементы с использованием пробела:

/* Вложенные правила */ #A { color: red; } #A #B { color: green; } #A #B #C p { color: blue; }

Те же вложенные элементы с помощью SCSS:

/* Вложенные правила */ #A { color: red; #B { color: green; #C p { color: blue; } } }

Как видно, синтаксис выглядит более чистым и менее повторяющимся.

Это особенно полезно при управлении перегруженными макетами. Таким образом, выравнивание, в котором вложенные свойства записаны в коде, полностью соответствует действительной структуре макета приложения.

За кулисами препроцессор всё ещё компилирует его в стандартный код CSS (показано выше), чтобы он мог быть отображён в браузере. Мы лишь изменяем способ написания CSS.

Амперсанд

#p { color: black; a { font-weight: bold; &:hover { color: red; } } }

С помощью символа & вы можете явно указать, где должен быть вставлен родительский селектор.

Результат компиляции Sass (из предыдущего примера) в CSS ниже.

#p {color: black;} #p a {font-weight: bold;} #p a:hover {color: red;}

В итоге амперсанд был компилирован в название родительского элемента a (a:hover).

Миксины (они же примеси)

Миксины могут также содержать селекторы, в том числе со свойствами. А селекторы могут содержать ссылки на родительский элемент через амперсанд (&), вы ведь помните про него?

Пример работы с несколькими браузерами

Некоторые вещи в CSS весьма утомительно писать, особенно в CSS3, где плюс ко всему зачастую требуется использовать большое количество вендорных префиксов(-webkit- или -moz-).

Миксины позволяют создавать группы деклараций CSS, которые вам придётся использовать несколько раз на сайте. Хорошей практикой будет использование миксинов для вендорных префиксов. Пример:

@mixin border-radius($radius) { // Префиксы для: -webkit-border-radius: $radius; // Chrome и Safari -moz-border-radius: $radius; // Firefox -ms-border-radius: $radius; // Internet Explorer -o-border-radius: $radius; // Opera border-radius: $radius; // Стандартный CSS } // Пример использования миксина border-radius после его создания.box { @include border-radius(10px); }

Арифметические операции

Как и в реальной жизни, вы не можете работать с числами, у которых несовместимы типы данных (например, сложение рх и em).

Сложение и вычитание

p { font-size: 10px + 2em; // ОШИБКА! font-size: 10px + 6px; // 16px font-size: 10px + 2; // 12px }

Всегда обращайте внимание на тип складываемых данных. То есть пиксели к пикселям, слоны к слонам. Таким же образом работает вычитание, но со знаком минус.

Пример вычитания:

Умножение

Выполняется точно так же, как в CSS, с помощью calc(a * b) , но без calc и круглых скобок. Кроме того, можно ещё отделять знак умножения пробелами от чисел (5*6 == 5 * 6).

Исключение Нельзя умножать пиксели между собой. То есть, 10px * 10px != 100px . 10px * 10 == 100px .

P { width: 10px * 10px; // ОШИБКА! width: 10px * 10; // 100px width: 1px * 5 + 5px; // 10px width: 5 * (5px + 5px); // 50px width: 5px + (10px / 2) * 3; // 20px }

Деление

С делением дела обстоят немного сложнее, но разобраться можно, ведь в стандартном CSS косая линия (слэш) зарезервирована для использования краткой формы записи свойств. Пример ниже.

/* краткая форма записи свойств */ font: italic bold .8em/1.2 Arial, sans-serif; /* стандартная форма записи свойств */ font-style: italic; font-weight: bold; font-size: .8em; line-height: 1.2; font-family: Arial, sans-serif;

Есть три помощника, которые намекнут на возможность деления:

  1. Значение (или любая его часть) хранится в переменной или возвращается функцией.
  2. Значения заключены в круглые скобки.
  3. Значение используется как часть другого арифметического выражения.

$var1: 20; $var2: 4; p { top: 16px / 24px; // Отображается без изменений в стандартном CSS top: (20px / 5px); // Производится деление (но только при использовании скобок) top: #{$var1} / #{$var2}; // Выводится как обычный CSS-код, деление не выполняется top: $var1 / $var2; // Деление выполняется top: random(4) / 5; // Деление выполняется (если использовать в паре с функцией) top: 2px / 4px + 3px; // Деление выполняется, если добавлена ещё одно арифметическое действие }

Результат компиляции в CSS:

P { top: 16px / 24px; top: 4; top: 20 / 4; top: 5; top: 0.6; top: 3.5px; }

Остаток

Остаток вычисляет остаток от операции деления. Ниже рассмотрим, как создать «зебру» для HTML-списка.

@mixin zebra() { @for $i from 1 through 7 { @if ($i % 2 == 1) { .stripe-#{$i} { background-color: black; color: white; } } } } * { @include zebra(); text-align: center; }

Создание миксина zebra показано во вставке кода сверху. Директивы @for и @if описаны в секции ниже.

Для создания образца надо написать несколько HTML-элементов.

zebra
zebra
zebra
zebra
zebra
zebra
zebra

Результат в браузере:

Зебра успешно сгенерирована миксином zebra

Операторы сравнения

Директива @if принимает выражение SassScript и использует вложенные в неё стили в случае, если выражение возвращает любое значение, кроме false или null .

Ниже показано, как работают директивы @if и @else , вложенные в миксин.

@mixin spacing($padding, $margin) { @if ($padding > $margin) { padding: $padding; } @else { padding: $margin; } } .container { @include spacing(10px, 20px); }

Сравнение в действии. Миксин spacing выберет размеры padding ’а, если тот будет больше, чем margin .

После компиляции в CSS:

Container { padding: 20px; }

Логические операторы

Описание логических операторов

Использование логических операторов Sass для создания кнопки, у которой будет меняться фон в зависимости от её ширины.

@mixin button-color ($height, $width) { @if (($height < $width) and ($width >= 35px)) { background-color: blue; } @else { background-color: green; } } .button { @include button-color(20px, 30px) }

Строки

В CSS определено 2 типа строк: с кавычками и без. Sass распознаёт и то, и другое. В итоге вы получите в CSS тот тип строк, который использовали в Sass.

В некоторых случаях можно добавить строки в допустимые значения CSS без кавычек, но только если добавленная строка является завершающим элементом.

P { font: 50px Ari + "al"; // Компилируется в 50px Arial }

Пример ниже демонстрирует, как делать не надо.

P { font: "50px" + Arial; // ОШИБКА! }

Можете складывать строки разных типов, если в них нет пробелов. Пример ниже не будет скомпилирован.

P:after { content: "Верните Линуса " + Торвальдса!; // ОШИБКА! }

P:after { content: "Верните Линуса " + "Торвальдса!"; // обратите внимание на "Торвальдса!" }

Пример сложения нескольких строк:

P:after { content: "Удел " + "человечества " + "-" + "итерация."; }

Сложение строк и чисел:

P:after { content: "Рекурсия " + 2013 + " удел небожителей"; }

Обратите внимание Свойство content работает только с псевдоселекторами:before и:after . Рекомендуется не использовать content в CSS-документе, а напрямую использовать его между тегами в HTML.

Операторы управления потоками

В SCSS есть функции (fucntion()) и директивы (@directive). Чуть выше мы уже рассматривали пример функции, когда изучали передачу аргументов внутри миксинов.

Функции обычно заключаются в скобки, следующие сразу за её именем. А директива начинается с символа @ .

Подобно JavaScript, SCSS позволяет работать со стандартным набором операторов управления потоками.

if()

if() - это функция (и иногда основа искусственного интеллекта).

Её использование выглядит довольно примитивным: оператор вернёт одно из двух обозначенных в условии значений.

/* Использование функции if() */ if (true, 1px, 2px) => 1px; if (false, 1px, 2px) => 2px;

@if

@if - это директива, использующаяся для разветвления на основе условия.

/* Использование директивы @if */ p { @if 1 + 1 == 2 { border: 1px solid; } @if 7 < 5 { border: 2px dotted; } @if null { border: 3px double; } }

Результат компиляции:

P { border: 1px solid; }

Ниже показано комбо-разветвление с добавлением директивы @else .

/* Создание переменной $type */ $type: river; /* Окрашивание контейнеров в синий в случае, если значение для переменной $type - river */ div { @if $type == river { color: blue; } } /* Условные цвета для текста в теге

*/ p { @if $type == tree { color: green; } @else if $type == river { color: blue; } @else if $type == dirt { color: brown; } }

Проверка на наличие родительского элемента

Амперсанд выбирает родительский элемент, если тот существует. В ином случае вернёт null . Поэтому может использоваться совместно с директивой @if .

В следующих примерах рассмотрим создание условных CSS-стилей в зависимости от наличия родительского элемента.

/* Проверка на наличие родительского элемента */ @mixin does-parent-exist { @if & { /* Применение голубого цвета родительскому элементу, если он существует */ &:hover { color: blue; } } @else { /* Родительский элемент отсутствует, применение голубого цвета к ссылкам */ a { color: blue; } } }

Директива @for

Директива @for выводит набор стилей заданное число раз. Для каждого повторения используется переменная-счётчик для изменения вывода.

Директива @for итерируется 5 раз.

@for $i from 1 through 5 { .definition-#{$i} { width: 10px * $i; } }

Результат компиляции в CSS:

Definition-1 { width: 10px; } .definition-2 { width: 20px; } .definition-3 { width: 30px; } .definition-4 { width: 40px; } .definition-5 { width: 50px; }

Директива @each

Директива @each устанавливает $var в каждое из значений списка или словаря и выводит содержащиеся в ней стили, используя соответствующее значение $var .

@each $animal in platypus, lion, sheep, dove { .#{$animal}-icon { background-image: url("/images/#{$animal}.png") } }

Результат компиляции в CSS:

Platypus-icon { background-image: url("/images/platypus.png"); } .lion-icon { background-image: url("/images/lion.png"); } .sheep-icon { background-image: url("/images/sheep.png"); } .dove-icon { background-image: url("/images/dove.png"); }

Директива @while

Директива @while принимает выражение SassScript и циклично выводит вложенные в неё стили, пока выражение вычисляется как true . Она может быть использована для создания более сложных циклов, чем таких, для которых подходит @for , хотя она бывает необходима довольно редко. Например:

$index: 5; @while $index > 0 { .element-#{$index} { width: 10px * $index; } $index: $index - 1; }

Результат компиляции:

Element-5 { width: 50px; } .element-4 { width: 40px; } .element-3 { width: 30px; } .element-2 { width: 20px; } .element-1 { width: 10px; }

Функции в Sass/SCSS

Используя Sass/SCSS можно использовать функции так же, как и в других языках.

Создадим функцию three-hundred-px() , возвращающую 300px.

@function three-hundred-px() { @return 300px; } .name { width: three-hundred-px(); border: 1px solid gray; display: block; position: absolute; }

После применения класса.name ширина элемента будет равна 300 пикселям.

Hello.

Функции в Sass могут возвращать любое корректное значение CSS и могут быть назначены любому свойству. Они даже могут быть рассчитаны на основе переданного аргумента.

@function double($width) { @return $width * 2; }

Тригонометрия

Тригонометрические функции sin() и cos() часто встречаются в виде встроенных классов во многих языках, таких как JavaScript, например.

Их работу стоит изучать, если нужно сократить время, затрачиваемое на разработку анимаций пользовательского интерфейса, например для создания троббера . Мы, кстати, уже об этом в одной из статей. Но в данном случае это будет код, а не gif-картинка, вставленная в HTML-документ.

Ниже рассмотрим пару примеров для создания интересных анимационных эффектов с помощью функции sin() , в которых количество кода сведено к минимуму. Далее можете масштабировать эти знания на создание интерактивных элементов пользовательского интерфейса (движение по кругу, волнистая анимация).

Преимущество использования тригонометрии в сочетании с CSS выражается в отсутствии дополнительных HTTP-запросов, как это происходит с gif-изображениями.

Можно писать тригонометрические функции на Sass. Об этом читайте далее.

Написание собственных функций

В тригонометрии многие операции основаны на функциях. Каждая функция строится на основе другой. Например, функция rad() требует использования PI() . Функции cos() и sin() требуют использование rad() .

@function PI() { @return 3.14159265359; }

Написание функций на Sass/SCSS очень похоже на написание функций в других языках.

Использование функции pow() :

@function pow ($number, $exp) { $value: 1; @if $exp > 0 { @for $i from 1 through $exp { $value: $value * $number; } } @else if $exp < 0 { @for $i from 1 through -$exp { $value: $value / $number; } } @return $value; }

Использование функции rad() :

@function rad ($angle) { $unit: unit ($angle); $unitless: $angle / ($angle *0 + 1); //Если значение angle (угла) указано в градусах ("deg"), нужно конвертировать его в радианы. @if $unit == deg { $unitless: $unitless / 180 * PI(); } @return $unitless; }

Для вычисления тангенса функцией tan() нужно применить функции sin() и cos() ..

CSS препроцессор (CSS preprocessor) – это надстройка над CSS, которая предоставляет новые функции и возможности для CSS, с помощью добавленных синтаксических конструкций.

Цель препроцессоров : предоставление удобных синтаксических конструкций для веб-разработчика, чтобы упростить и ускорить разработку и поддержку стилей в проектах.

CSS препроцессоры делают код, написанный с использованием препроцессорного языка,чистым и валидным.

При помощи препроцессоров Ваш написанный код становится: читабельным для человека, структурированным и логичным, производительным.

Среди наиболее популярных препроцессоров выделяют Less, Sass (Scss), Stylus . Также более менее заметными инструментами в данной области являются Closure Stylesheets, CSS Crush, они менее популярны на данный момент, но все таки ими пользуются некоторые разработчики. Попробуем разобраться в возможностях и особенностях Less, Sass (Scss), Stylus.

Стандартное использование CSS довольно сложное. Синтаксис без вложенности напрямую сложен для зрительного восприятия. Отсутствие нормальных переменных и функций делает CSS-код узконаправленным и с многими лишними и не нужными деталями.

Доступная документация – сейчас любой желающий может за короткое время освоить выбранный препроцессор, без лишних затрат. Второе преимущество простота использования препроцессоров. Для этого нужно лишь установить специальную программу, которая будет следить за файлами, предназначенными для препроцессора, и при их изменении будет компилировать содержимое этих файлов в чистый CSS-код.

Для более продвинутых пользователей есть специальные сборщики проектов.

Less – наиболее популярный и часто используемый препроцессор. Разработан на основе JavaScript, включает базовые возможности препроцессоров, но не предоставляет условных конструкций и циклов в привычном для нас понимании. Благодаря своей простоте и лаконичности имеется стандартный для CSS синтаксис и возможность расширения функционала за счёт функционирования плагинов.

LESS предоставляет для CSS динамические возможности: переменные, примешивания (Mixins), операции и функции. Документация очень дружелюбная для разработчика, а синтаксис очень схож с чистым CSS. Популярные фреймворки, например, Twitter Bootstrap, активно используют динамические функции LESS. Однако LESS дает возможность повторно использовать классы в качестве примешиваний в любом месте таблицы стилей.

Другой мощный и популярный препроцессор – Sass . Вокруг данного инструмента образовалось огромное сообщество разработчиков. Он основан в 2007 году как модуль для HAML и написан на Ruby (предоставляет порт на C++). Имеет широкий ассортимент функций, если сравнивать с Less. Препроцессор расширяет свою функциональность за счёт библиотеки Compass, которая дает возможность выйти за рамки CSS и работать более масштабно. Предоставляет два вида синтаксиса: Sass (Syntactically Awesome Style Sheets) более простой синтаксис CSS, в основе которого идентация. Его считают более устаревшей версией. Scss (Sassy CSS) в основе которого стандартный для CSS синтаксис.

– довольно молодой, но уже перспективный CSS-препроцессор. Разработан еще в 2010 году. Многие считают его удобным и расширяемым препроцессор, и более гибким чем Sass. Разработан на JavaScript. Есть поддержка многих вариантов синтаксиса от подобного CSS до более простого и легкого.

Полезные инструменты для разработчика:

  • CodeKit : делает компиляцию Sass, LESS и Stylus файлов, а затем автоматически перегружает ваш веб-браузер, после обновления файлов. В том числе оптимизирует изображения проекта для того, чтобы повысить производительность системы. Технология платна, но есть и триальная версия для работы.
  • LiveReload : делает проверку изменений в файлах, потом обрабатывает их и автоматически перезагружает веб-браузер. Версия работает для Mac и Windows.
  • Scout : Работает с Sass и Compass в среде Ruby. Работает для Mac и Windows.
  • SimpLESS : обычный и простой LESS CSS компилятор для Mac и Windows.

Для того, чтобы выбрать по.дходящий препроцессор для своей работы, попробуйте воспользоваться несколькими. А по результатам теста, Вам будет намного легче сделать свой выбор. А также не забывайте о том, что при освоении препроцессора, Вы не изучаете новый язык, а только лишь изучаете новый синтаксис и возможности. Компания желает Вам приятной работы в мире CSS!

2545 раз(а) 1 Сегодня просмотрено раз(а)

Появились вопросы?

Воплощение дизайнерского макета невозможно без использования HTML и CSS. Если язык разметки позволяет нам набросать шаблон из необходимых элементов, то CSS преобразует этот шаблон к нужному виду, как на исходнике. Казалось бы, с помощью чистого CSS можно сделать страницу такой, какой хотел видеть её заказчик.

Однако, если кто-то откроет ваш единственный CSS-файл и попытается что-то подправить, уверены ли вы, что код будет читаемым, редактируемым, структурированным и понятным? Если ваш проект огромен, состоит из множества частей, то уверены ли вы, что сможете с легкостью поддерживать его в будущем? Если использовать CSS-препроцессор, то ответ - да, к тому же это путь автоматизации верстки сайтов . Почему? Сейчас узнаем.

Что такое CSS-препроцессор?

В моем понимании, это надстройка над стандартным CSS, которая расширяет стандартные возможности, добавляет некоторые функции и позволяет писать более читаемый и удобный для понимания код. На выходе исходный код компилируется в привычный нам CSS. Использование подобного инструмента в современной разработке - “must have”, и я советую каждому верстальщику или разработчику ознакомиться с ним. Следует добавить, что есть с чего выбирать, ведь существует достаточно много CSS-препроцессоров, но следует выделить самые популярные:

  • Stylus

Все вышеперечисленные препроцессоры имеют практически идентичный функционал, есть только небольшие различия в синтаксисе. Теперь, вернемся же к вопросу, озвученному ранее: какие преимущества дают нам препроцессоры, для того чтобы сделать наш код более удобным, и поддерживаемым? Это, прежде всего, вложенность. Такая особенность дает нам возможность структурировать элементы, с легкостью найти родителя элемента, быстро писать псевдоклассы и псевдоэлементы и даже использовать БЭМ! К примеру:
.track
color: #fff
&__title
paddding: 10px
&:hover, &:focus
color: blue

Посмотрите на этот фрагмент кода, написанный на Sass. Всё это преобразуется в следующий CSS:

Track { color: #FFF;}
.track__title { padding: 10px;}
.track__title:hover, .track-title:focus { color: blue}

Лаконично, удобно, понятно, структура от родителя до потомка - здорово, не так ли? Вторым, и не менее важным, преимуществом, являются переменные. Принцип работы их предельно прост: имя переменной начинается с символа $ , а дальше само имя. Через двоеточие пишем значение - это может быть цвет в любом удобном виде, значения отступа, ширины, размера шрифта и так далее. В итоге мы получим примерно следующее:

$btn-color: blue;
$font-main-size: 16px;

А использование будет выглядеть следующим образом:

Block {
font-size: $font-main-size;
}

Только представьте себе, как это удобно. Если вам нужно поменять цвет кнопок по всему сайту, то это достаточно сделать только в одном месте! Что же, идем дальше. Третье, и самое большое, что может нам предложить CSS-препроцессоров - это использования миксинов. В привычном для нас понимании, миксины - это функции, которые можно использовать несколько раз, не повторяя одни и те же части кода (помним об одном из принципов программирования - DRY - Don’t repeat yourself). Признаться честно, я не так часто использую миксины, видимо не было такой острой необходимости, однако несколько примеров я всё же покажу. Одна из самых используемых мной функций имеет следующий вид:

@function em($pixels, $context: $browser-context) {
@if (unitless($pixels)) {
$pixels: $pixels * 1px;
}
@if (unitless($context)) {
$context: $context * 1px;
}
@return $pixels / $context * 1em;
}

А её применение имеет следующий вид:

body {
font-size: em(14px);
}

Да, как вы поняли, это всего лишь преобразование размера шрифта из PX в Em (да здравствует те времена, когда для такой мелочи раньше пользовались специальным сервисами или считали сами на калькуляторе). Следующий пример также позволяет сэкономить много времени:

@mixin input-placeholder {
&.placeholder { @content; }
&:-moz-placeholder { @content; }
&::-moz-placeholder { @content; }
&:-ms-input-placeholder { @content; }
&::-webkit-input-placeholder { @content; }
}

Его использования:

input, textarea {
@include input-placeholder {
color: $grey;
}
}

Можно привести ещё множество примеров, однако, стоит начать использовать миксины самому, чтобы понять, насколько это полезный инструмент. Пожалуй, осталось ещё одна причина, которая заставит вас полюбить CSS-препроцессоры, и её имя - модульность. На дворе 2018 год, и модульность у нас повсюду - начиная от HTML-шаблонизаторов и заканчивая различными css фреймворками и сборщиками проектов.

От автора: о препроцессорах css говорят уже давно. Многие разработчики уже применяют их в разработке своих проектов. Есть и такие, кто слышал о препроцессорах или читал про них, но не понимает, какие преимущества дают препроцессоры при написании css кода.

Для многих препроцессоры – это «секретная» технология, преимущества которой весьма условны и неочевидны. В данной статье я расскажу простым языком о том, что такое препроцессоры, для чего они нужны и как они могут помочь веб-разработчику.

Что это такое CSS препроцессоры?

CSS препроцессор - это надстройка над CSS, которая расширяет возможности для стандартного CSS, с помощью новых синтаксических конструкций.

То есть это не «революционная сверхтехнология». Это то, что расширяет возможности css. Это то, что может автоматизировать рутинные ежедневные операции и ускорить разработку.

Препроцессоры преобразуют код, написанный на препроцессорном языке, в чистый и валидный CSS-код. И на выходе мы получаем чистый, валидный, кроссбраузерный код. Схема работы с препроцессорами можно посмотреть ниже.

Как препроцессоры жизнь упрощают?

Препроцессоры позволяют ускорить написание css-кода и упрощают его поддержку в будущем.

Рассмотрим пример. На сайте используется красный шрифт. Используя чистый css, вам приходится задавать этот цвет много раз для каждого элемента в отдельности. И если вы решите со временем поменять оттенок красного — вам нужно будет его изменять для каждого элемента. Используя препроцессоры, цвет 1 раз присваивается переменной и уже эта переменная прописывается для каждого элемента. Если вы решите поменять оттенок цвета на этот раз, вам нужно будет поменять его только в одном месте.

Подобный пример встречается достаточно часто. И, как я отмечал в начале, преимуществ использования препроцессоров в этом примере не много. В любом редакторе кода мы можем нажать сочетание клавиш «ctrl»+”F”, найти код цвета «#ff0000» и заменить его на «#00ff00». И цвет поменяется с красного на зеленый во всех местах за один клик мыши.

Так в чем же реально нам могут помочь препроцессоры?

Какие проблемы решают препроцессоры?

Препроцессоры экономят наше время и делают многие рутинные вещи за нас благодаря таким особенностям как: вложенные селекторы, математические функции, ссылки на родительский селектор и даже сообщения об ошибках, которые говорят нам, где и почему произошла ошибка в коде.

Давайте посмотрим, как это все нам может помочь на реальных примерах:

В больших или очень старых проектах, которые постоянно дополняются и усовершенствуются, стили css могут изменяться достаточно часто. И если файл стилей содержит тысячи строк кода, то очень неудобно вносить css правки. Было бы гораздо удобнее, если бы стили были разбиты на логические блоки, и каждый такой блок стилей находился бы в отдельном файле.

Эту проблему препроцессоры решают без каких-либо усилий с вашей стороны. У вас может быть несколько препроцессорных файлов от вашего проекта, которые после компиляции автоматически склеятся, и на выходе вы получите один «красивый» css файл.

Еще одной проблемой css является дублирование стилей и селекторов. По мере развития проекта появляются какие-то снипиты, которые можно использовать повторно. Так же может появиться масса однообразных селекторов отличающихся лишь немного. В итоге если мы переместили блок или переименовали класс какого-то блока нужно отредактировать еще массу селекторов.

Данную проблему в препроцессорах решают миксины. Миксины – это параметризованные или нет функции, которые выдают тот или иной CSS, который мы можем многократно использовать там, где нужно.

Следующая проблема – проблема зависимостей. Например, у вас в стилях задана ширина блока, от нее зависят другие параметры, отступы для других блоков и т.д. Для того чтобы корректно поменять один параметр, придутся подправлять все, зависящие от него.

Эту проблему очень просто решают переменные в препроцессорах.

Кроме всего перечисленного при использовании препроцессоров вы полностью исключаете риск получить ошибку в css файле, получаете более чистый, логичный и кроссбраузерный css.

Преимущества препроцессоров

Исходя из трудностей верстки, с которыми помогают справиться препроцессоры можно назвать следующие преимущества препроцессоров: использование переменных, вложенность, миксины (mixins), наследование и так далее, и так далее – это все понятно. Но больше всего я хочу обратить ваше внимание на то, что знания препроцессоров открывают перед вами возможность найти высокооплачиваемую работу, сделать скачок вверх по карьерной лестнице, увеличить ваш заработок минимум в два раза.

Давайте посмотрим, какие зарплаты предлагают веб-студии верстальщикам без знания препроцессоров на сайте hh.ru :

А вот зарплаты, которые предлагают веб-студии верстальщикам со знаниями препроцессоров на том же сайте:

Как вы можете заметить максимальная оплата труда без знаний препроцессоров и минимальная оплата со знаниями препроцессоров, отличаются в 1,5 раза. А если посмотреть по средним цифрам, то оплата отличается минимум в 2 – 3 раза!

Причем, что еще можно заметить, для этого не нужно знать все препроцессоры. Достаточно знать два самых популярных препроцессора – Sass и Less.

Вывод

Препроцессроы действительно упрощают жизнь разработчику, могут решить быстро повседневные проблемы верстальщика и взять на себя выполнение ежедневных рутинных операций.

Лучше знать препроцессоры и ими не каждый день пользоваться, или пользоваться по необходимости. Чем не знать препроцессоры и упустить интересный высокооплачиваемый проект или возможность перейти на более высокооплачиваемую работу.

P.S. Используете ли вы препроцессоры в разработке? Напишите в комментариях, какие препроцесслоры вы используете? Если пока не используете, то почему? Планируете ли начать использовать препроцессоры?

Видео презентация курса «Препроцессоры Sass и Less. Автоматизация и упрощение Front-end разработки»

26.07.2017

5 Лучших CSS препроцессоров 2017 года, которые ускорят ваш рабочий процесс.

CSS препроцессоры разработаны специально для того, чтобы сделать работу CSS программистов более увлекательной. Они позволяют писать легко редактируемыый и надежный код с возможностью многократного использования.

Иными словами, CSS препроцессор - это дополнение к CSS с новыми функциями: переменными, расширениями, импортом и так далее.

В той статье я расскажу о лучших 5 CSS препроцессорах 2017 года.

01. Sass

SASS – это самый популярный препроцессор с огромным сообществом и мощным функционалом. Он работает только в совокупности с Ruby и очень прост в изучении. Большинство front-end фреймворков, таких как Bootstrap, Foundation и materialize, построены с использованием SASS.

SASS имеет два синтаксиса:

  • .sass
  • .scss

02. Stylus

Stylus – еще один отличный препроцессор для динамичного генерирования CSS. Если вы хотите опустить фигурные скобки, запятые и точки с запятой, то он может стать для вас лучшим выбором. Stylus работает на Node.js и очень прост в установке и использовании. В нем есть множество кастомных функций, например, saturation(). Вы также можете использовать все функции, предоставляемые другими лидирующими компиляторами.

03. Less

Less, который также известен как Less.js или Less CSS, – еще один лидирующий CSS препроцессор. Это отличный выбор, если вам нужны такие стандартные функции как переменные, вложенные стили и так далее. Эта Javascript библиотека была изначально написана на Ruby.

  • Читайте также:

04. Stylecow

Stylecow – препроцессор, написанный на Node, который можно установить с помощью npm. У него мощный API, с помощью которого можно легко создавать плагины.

05. CSS-Crush

Препроцессор, построенный на PHP, который станет отличным вариантом для PHP-программистов, потому что он работает на многих платформах. CSS-Crush обладает всеми обычными функциями препроцессора (переменные, вложенные стили и т.д.)

Заключение

Если вы ищете лучший CSS препроцессор, то вы найдете великое множество различных вариантов в сети. На мой взгляд, наилучшие варианты для новичков – это SASS и Stylus.